ЛЕУС Татьяна Викторовна

МАТЕРИНСТВО — ОПЫТ ТРЕХ ПОКОЛЕНИЙ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ

РОЖДЕНИЕ РЕБЁНКА - ВАЖНЫЙ ЭТАП В ЖИЗНИ ЖЕНЩИНЫ И ЕЁ СЕМЬИ

Беременность и рождение ребёнка, особенно первенца - это один из наиболее важных периодов в жизни каждой семьи, когда происходит зарождение новых объектных отношений, большую роль в которых будет играть новорождённый. Беременность подразумевает конец существования женщины как независимого отдельного существа и начало непременных и бесповоротных отношений мать-дитя. Новые роли приобретают и другие члены семьи: отец, бабушка, дедушка. Осознавая значимость рождения здорового ребенка для общества, во все времена к беременной женщине относились с восхищением и почитанием, она становилась центром всей жизни семьи, её главной заботой. С давних времён с беременностью связывали множество мифов, преданий и обрядов. В русской мифологии женщина играла особую роль подательницы жизни. На Руси в народе бытовало мнение о непорочном зачатии и женщина считалась единственной продолжательницей рода. Беременности приписывали магические мотивы и действа, а женщину связывали с животворящими силами Земли.

В настоящее время как медиками, так и психологами различных направлений, всё больше внимания уделяется изучению психологических особенностей беременной женщины. Все исследователи этой темы единодушны в мнении о значительном воздействии беременности на психику женщины. Есть авторы, которые рассматривают это явление как кризисную ситуацию (N.Uddenberg,L.Nillsson, 1975; М. Ringler, 1981). 1.М.Young (1995) говорят о беременности как о состоянии «...уникальной временности процесса и роста, когда женщина чувствует границу между прошлым и будущем». Он же отмечает, что беременность это не только разделение на две части, но и развитие, беременная женщина чувствует себя источником и участником созидательного процесса. Для будущей матери такая огромная физическая, гормональная и эмоциональная перемена является нормальной критической переходной фазой (R. Rapoport, 19бЗ) и, следовательно, сопровождается оживлением конфликтов и тревог прошлого.

Беременность — время стресса, в особенности для молодой женщины, у которой психическое равновесие, необходимое для того, чтобы иметь дело с непрестанными требованиями беспомощного, зависимого человечка, еще не установлено надежно. Д, Пайнз (1997) отмечает, что нелегкие конфликты, принадлежащие прошедшим стадиям развития оживают, как это бывает в любой кризисной точке человеческой жизни, и молодая женщина должна заново приспосабливаться к своему собственному внутреннему миру и к внешнему объектному миру. Суть этой адаптации женщины на пути к зрелости состоит в достижении устойчивого и удовлетворительного баланса между бессознательными фантазиями, мечтами и надеждами и реальностью отношений с самой собой, ребенком и окружающими.

Новые объектные отношения, которые начнут развиваться только с рождением ребенка, будут зависеть не только от самого ребенка, его пола, внешности и поведения (влияющих, конечно, на мнение матери о Собственном Я и о своем умении заботиться о ребенке), но и от конкретных переживаний матери во время беременности и родов, этих важных этапов на пути материнского узнавания: ребенок вне меня и есть тот плод, который был когда-то столь сокровенной частью моего тела.

Но, пока ребёнок ещё не родился, её отношения с плодом так же достаточно непростые. Уникальное сочетание телесных и эмоциональных ощущений во время беременности предоставляет женщине альтернативное средство для разрешения некоторых психических конфликтов, связанных с детскими переживаниями. Плод можно физически поддерживать, оберегать и хранить его жизнь, но можно физически отвергать невынашиванием или абортом, когда мать отказывает плоду в жизни, а себе в материнстве. Таким образом, на этом пути тело женщины может быть использовано для выражения эмоциональных состояний сознания, как это было на ранних стадиях развития. Фантазии маленькой девочки о жизни плода, касающиеся ее сиблингов или её самой, могут усиливать её ощущение всемогущества, либо беспомощности. Подобные реакции основаны не только на собственном раннедетском опыте (что такое младенец и что такое родители), но и на тех историях о деторождении, которые она слышала дома. Если девочка слышала об амбивалентных чувствах своей матери по отношению к её зачатию, это должно, по мнению Д. Пайнз (1982) осложнить её окончательную идентификацию и заставить, в свою очередь, относиться к своей беременности амбивалентно.

Для своего ребенка мать — символ как взрослого человека, так и материнства. Её физическое присутствие и эмоциональные установки по отношению к ребенку интегрируются с опытом ребенка и его сознательными и бессознательными фантазиями. Внутренний образ матери, созданный таким путем, является пожизненным образцом для её дочери. С этим образом она стремится идентифицироваться, но столь же сильно стремится отличаться от него.

Желание маленькой девочки идентифицировать себя со своей матерью можно уже наблюдать в её играх и фантазиях задолго до появления физической возможности иметь реб6нка. Д.В. Винникотт подчёркивает важность роли воспитывающего окружения, которое обеспечивает ребёнку мать на первичных стадиях развития Эго. То, как именно мать физически и эмоционально обращается с новорождённым, с его нарождающимся Собственным Я, входит в состав опыта самого ребёнка и его сознательные и бессознательные фантазии. Многие авторы согласны с тем, что основа отличия Собственного Я (самого себя) от объекта формируется путём интеграции опыта с мысленным представлением (образом).

Необходимым этапом развития девочки является и отделение- индивидуализация её от матери. На успешное прохождение этого этапа влияет способность матери радоваться своему взрослому физическому Образу Я женщины. Если мать удовлетворена своей жизнью, психологически симбиотическая стадия в жизни её ребёнка не будет неоправданно затянута. Материнское удовлетворение своим физическим и Собственным Я не только предоставляет дочери удовлетворяющий объект для интериализации и идентификации, но и даёт девочке надежду на такую же судьбу и для нее.

Первая беременность, рывок от дочернего состояния к материнскому,- время психологического переворота, она заставляет женщину вернуться к переживанию глубокой биологической идентификации со своей матерью (G.Caplan, 1959,1961, Е. Н. Erikson, 1959). Первая беременность позволяет женщине вновь пережить первичное единство с матерью и одновременно нарциссически идентифицироваться с собственным плодом как с Собственным Я в глубине материнского тела (D.Pines, 1982), что может реактивировать сильнейшие амбивалентные чувства, оживить конфликты предыдущих этапов развития. Таким образом, молодая женщина вынуждена разрешать их внутренне и внешне новым путем.

Для молодой женщины, чья мать была «достаточно хорошей» (Д. В. Винникотт, 1998), временная регрессия к первичной идентификацией со щедрой жизнедающей матерью и с младенческим Собственным Я — приятная фаза развития, на которой достигаются дальнейшая зрелая интеграция, повышение самооценки и духовный рост.

Но для других, чьи «амбивапентные чувства к матери не получили разрешения, а по отношению к Собственному Я и к важнейшим фигурам прошлого доминируют негативные чувства, неизбежная регрессия беременности облегчает выход на поверхность ранее неразрешенных конфликтов, против которых до сей поры могла быть защита. Беременная женщина часто проецирует (Д. Пайнз, 1997) на плод амбивалентные или негативные стороны Собственного Я и свои внутрипсихические объекты, словно плод является их продолжением.

Отсюда следует, что особое эмоциональное состояние при беременности, в котором молодая женщина может идентифицировать себя как будущую мать со своей матерью (и, следовательно, с желанием стать матерью младенцу), входит в конфликт с ее идентификацией с плодом, которая усиливает инфантильное желание снова стать объектом материнской заботы. Новое появление в сознании беременной ранее вытесненных фантазий женщине предстоит интегрировать с реальностью ребенка, как только он появится на свет.

Важность влияния эмоционального отношения женщины к своей матери в период беременности отмечается и в нашем исследовании, посвященном данной теме. Доказано, что возможность женщины идентифицировать себя как Мать с Образом своей матери в период первой беременности влияет на её Образ Я. самооценка у этих женщин достаточно высокая, а внутренняя конфликтность — низкая. У женщин, у которых в этот период идентификация с матерью происходит через инфантильное представление о себе Я - Я-дочь, отмечается достаточно низкая самооценка, непринятие своего Образа Я, высокая внутренняя конфликтность. В этом случае женщина внутренне не готова быть Матерью своему ребёнку, быть достаточно зрелой, ответственной.

В программе большое место уделено анализу отношений будущей матери со своей матерью, анализу семейных отношений, традиций, установок, принятию своего «внутреннего ребёнка».

Этапы беременности.

И в медицинской и в психологической литературе период беременности разделяют на три этапа, но каждый автор рассматривает эти этапы с различных точек зрения.

В частности, G.Сар1ап (1959) девять месяцев нормальной беременности делит на три этапа:

Первый этап - от зачатия до начала шевеления плода. Физиологию этого этапа отличает высокий уровень прогестерона, что ведет к физическому недомоганию и изменениям в телесном Эго беременной, таким как увеличение молочных желез, таким образом пробуждая у нее ощущения, порожденные в свое время подростковыми телесными изменениями. Наблюдаются характерные быстрые колебания настроения и воскрешение прежних тревог. У некоторых женщин с самого начала этого этапа .возрастает пассивность и появляется ощущение высшей удовлетворенности; либидинозное заполнение Собственного Я увеличивается за счет либидо, отобранного у внешнего мира. У других в это время наступает легкая депрессия и усиливается физическая активность — в связи с особыми женскими проблемами или потому, что беременная пытается отрицать новое ощущение собственной пассивности. Некоторым женщинам, по- мужски активным в работе, в этот период бывает трудно принять зависимость от близкого человека, другим, изменяющееся по мере увеличения сроков беременности, своё тело.

Для некоторых женщин плод является заполнение Образа Я с момента подтверждения беременности, как ребенок, имеющий определенную внешность и даже определенный пол, тогда как для других — плод составляет часть их тела, от которой можно избавиться с той же легкостью, как от аппендикса. Этот фактор может иметь диагностическое значение, когда встает вопрос с прерывании беременности, так как в первом случае есть вероятность при аборте расплатиться за него депрессией и патологической скорбью.

К концу первого этапа часто наблюдается выраженный регресс к оральной стадии, включая тошноту, рвоту, стремление к специфическим видам пищи.

Второй этап беременности отмечен необходимостью взглянуть в глаза реальности, так как ребенок начинает шевелиться, тем самым заставляя признать, что его, хотя и скрытого в убежище материнского тела, следует признать отдельным человеческим существом со своей собственной жизнью, которой мать управлять не может. Многие женщины переживают момент невыразимого вневременного погружения в свой внутренний мир, когда их ребёнок впервые пошевелился; и однако даже самой желанной беременности сопутствует пробуждение тревоги. На этом этапе оживают регрессивные фантазии анальной стадии.

Ближе к родам для матери нормально воображать плод в виде новорожденного, а когда срок разрешения становится еще ближе, она может воображать его неким идеальным малышом или ребенком постарше, часто тем самым идеальным существом, которым хотела быть сама (Н.Deutch, 1944).

Испытывая толчки старых фантазий и неразрешенных конфликтов прошлого, Это нуждается в дополнительной поддержке окружающих, особенно Эго первородящей женщины, для которой её переживания новы и непривычны. В этом случае роль реальной матери женщины очень важна, а её поддержка— бесценна. Однако, какой бы не была ситуация внешней поддержки, в ней, тем не менее, присутствует особая психическая реальность, основа которой первичные младенческие отношения будущей матери с ее матерью. Эти отношения могли быть конфликтными и тем самым предопределить конфликтность будущего материнства дочери. Таким образом, материнство— опыт трех поколений. Вопрос состоит в том, будет ли беременная женщина во внутрипсихическом плане идентифицироваться со своей интроецированной матерью или же будет соперничать с ней и достигнет успеха в своем желании быть лучшей матерью для своего ребенка, чем была (по её ощущениям её мать для нее самой.

Третий и последний этап беременности отличает телесный дискомфорт и усталость по мере приближения родов. Так как возрастает потребность беременной в материнском внимании, у неё могут воскресать и воспоминания о соперничестве с сиблингами. В случае, если она является единственной дочерью, соперничество может сместиться на родственников или друзей.

В этот же период имеют место характерные колебания настроения: от радости — потому что ребенок вот-вот станет реальностью, до различных сознательных и бессознательных тревог всех беременных. Женщина испытывает нетерпение, стремясь завершить свою задачу и родить. На этом этапе некоторые женщины испытывают некоторое радостное возбуждение от того, что снова смогут играть активную роль при родах и оставить вынужденную пассивную роль беременной.

В. Рыжков придерживается классификации психологических типов беременной женщины по триместрам, каждый из которых состоит из трех месяцев.

В первом триместре беременности, когда встаёт вопрос об окончательном решении — сохранять её или прерывать, проявляется особенный психологический тип, который можно определить как тип «женщина- дочь»,

Во втором триместре беременности у женщины формируется психологический тип «женщина - женщина». К этому времени она ощущает в себе значительные внутренние и внешние перемены. Меняется осанка, походка становится менее торопливой, от других в это время женщина ожидает внимания, поддержки.

В заключительный третий триместр беременности у женщины отмечается психологический тип «женщина— мать». К этому моменту у женщины в организме начинается подготовка к финальной фазе — родам, отмечаются всё более активные движения плода, женщина всё чаще погружается в себя, прислушиваясь к действиям, активным движениям будущего ребёнка. Именно в этот период она эмоционально готова говорить о своём материнстве, для многих ребёнок воспринимается настоящим человечком у которого уже есть определенная внешность, свой характер. Предлагаемые настоящей программой занятия лучше всего проводить именно в этот период беременности.


Copyright © 2002-2012 Татьяна Леус