ЛЕУС Татьяна Викторовна

МАТЕРИНСТВО — ОПЫТ ТРЕХ ПОКОЛЕНИЙ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ.

Программа психологического сопровождения беременной женщины построена на использовании различных упражнений, теоретическое обоснование которых предлагается далее.

Занятия с беременными женщинами по настоящей программе, как отмечалось ранее могут проводится как индивидуально, так и в группе.

Каждое занятие состоит из трёх блоков упражнений:

  • 1. Телесно — ориентированные упражнения
  • 2. Личностно — ориентированные упражнения.
  • 3. Работа с символами, образами, метафорой.
  • Упражнения каждого блока направлены на решение определённых задач.

    1. Телесно — ориентированные упражнения направлены на осознание способов контроля своего тела. Дают возможность почувствовать его, обучают расслаблению, что особенно важно при подготовке женщины к предстоящим родам.

    Этот блок упражнений включает в себя работу с голосом, поскольку вибрация звука способствует лучшему кровоснабжению и тем самым помогает снабжать плод дополнительной порцией кислорода. Так же эти упражнения применяются для снятия усталости, повышения энергии и защитных функций организма.

    2. Личностно — ориентированные упражнения направлены на развитие позитивного Образа Я, повышение самооценки, уверенности в себе,саморегуляции, на принятие себя в новой роли — роли матери, помогают женщине подготовиться к новым объектным отношениям.

    3. Работа с образами, символами, метафорой. Этот блок упражнений включает в себя работу с образами, упражнения на релаксацию, метафоры для проработки внутренних противоречий и конфликтов, снятия тревожности, повышения эмоциональной уравновешенности, чувства защищенности.

    Итак, предлагаем коротко ознакомиться с теоретическими предпосылками предлагаемых в данной программе упражнений.

    Образ себя состоит из четырех компонентов, вовлеченных в каждое действие: движение, ощущение, чувствование и мышление. Доля каждого компонента в том или ином действии различна, так же как и различны люди, выполняющие действие, но в какой-то степени каждый компонент присутствует в каждом действии, поэтому для формирования позитивного Образа Я, повышения самооценки, проработки внутренних конфликтов в индивидуальной работе и в тренинге необходимо использовать как личностно - ориентированную терапию, работу с образами, метафору, так и телесно- ориентированные методики.

    Телесно — ориентированные упражнения направлены на улучшение функционирования тела: чувственное сознание и релаксацию чувств. Вильгельм Райх, основатель этого направления, обнаружил, что существуют определенные мышечные зажимы, которые блокируют три основных биологических возбуждения: тревожность, гнев, сексуальное возбуждение. Он показал, что физическая ригидность в действительности представляет собой наиболее существенную часть подавления. Хронические мышечные зажимы В. Райх назвал «панцирем» и определил, что физический (мышечный) и психологический панцирь — одно и то же. «Панцирь характера оказывается функционально тождественным с перенапряжением мышц, мышечным панцирем. Эта функциональная тождественность означает не что иное, как тот факт, что мышечные паттерны и характерные черты служат одной и той же функции в психическом аппарате; они могут влиять друг на друга и заменять друг друга. По существу они не могут быть разделены; по функции они тождественны». Хроническое напряжение блокирует энергетические потоки, лежащие в основе сильных эмоций. «Панцирь» ограничивает и искажает выражение чувств.

    Другой психотерапевт Александр Лоуэн, создатель системы психофизиологических воздействий, подчеркивал роль сознательного контакта с собственным телом, и дыханием, придавал большое значение экспрессии в сфере внутреннего мира, чему способствуют гимнастические и дыхательные упражнения. Он отмечал, что наше дыхание,голос отображает каждое эмоциональное или физическое усилие, любое беспокойство или нарушение. Также дыхание и голос чувствительны и к вегетативным процессам. Каждый знает по собственному опыту, как тесно они связаны с чувствами и сильными эмоциями. Любой неожиданный сильный стимул вызывает приостановку дыхания, задержку крика, комок в горле и др. А дыхательные, гимнастические и голосовые упражнения делают возможным свободный доступ энергии и разрядку подавленных эмоций.

    Однако эти же авторы в своих работах говорят„что физические упражнения хорошо сочетать с применением других техник, поскольку освобождение от телесных зажимов, согласно теоретическим положениям телесно-ориентированной терапии, это лишь один из путей к освобождению от «зажимов» психологических, один аспект общего роста индивидуума. Поэтому упражнения этой темы даются в начале любого занятия как, так называемые «разогревающие процедуры», как база для применения других техник.

    Далее, вторым блоком даются личностно — ориентированные упражнения, которые весьма разнообразны по используемым приемам— вербальным и невербальным, структурированным и неструктурированным, интроспективным и межличностным, направленным на внутренний мир и на внешнее проявление, символическим и несимволическим. Все техники направлены на то, чтобы с помощью самоанализа, анализа ситуаций осознать себя, окружающих, повысить свою самооценку, принять себя, повысить уверенность в себе, научиться более эффективно воспринимать реальность. Процесс осознания достигается различными техниками, например путем инсайта, когда участник тренинга должен прийти к определенному уровню самопонимания и принятия осознанного им ошибочного стиля поведения, или с помощью техник гештальт — терапии, в которой все психологические проблемы рассматриваются как нарушение нормального процесса разворачивания жизненного цикла, его прерывания на какой-то фазе. Будучи незавершенными, эти ситуации требуют своего завершения в содержании настоящего и необходимо предоставить человеку возможность сделать это «здесь и теперь». Применяется и техника «эмоционального переучивания», часто используемая в психоаналитической терапии, когда побуждаемые ведущим участники группы со временем применяют новое понимание себя к повседневной жизни, учатся думать, понимать и воспринимать себя по-другому.

    Большое внимание в тренинге уделено анализу «семейных мифов». Что это такое? Семейные мифы — это застывшие, с трудом поддающиеся изменению семейные догмы, убеждения, часто предрассудки, которые составляют основу отношений данной семьи к жизни, к миру, другим людям. Они служат «костяком» семейных традиций и передаются из поколения в поколение. Передаваться они могут двумя путями: осознанно, от старших в виде наставлений, заповедей, семейных преданий и «неосознанно», через семейное «коллективное бессознательное». Очень часто, в силу их негибкости, устарелости, несоответствия новым жизненным ситуациям, эти мифы и правила становятся тормозом личностного развития, вредят взаимоотношениям, эмоциональному самочувствию членов семьи. Мифы бывают двух видов, или точнее, могут выполнять две полярные функции: негативные, деструктивные (вплоть до психической болезни и самоубийства) и позитивные, созидательные (по Берну «семейный сценарий победителей»).

    Семейные мифы представляют собой интроекты различной сложности, усвоенные в детстве и «перенесенные внутрь психические образования, которые представляют собой «плохо переваренные», мало осознанные, принятые на веру в результате прямого или косвенного родительского внушения установки, нормы и семейные ценности, часто становясь причиной личностных и внутрисемейных конфликтов». Отсюда понятно, какое важное значение имеет психологическая работа с этими интроектами у беременной женщины, поскольку осознание и их коррекция поможет сделать семейное поведение более зрелым и адаптивным.

    Как уже отмечалось выше, работа с семейными сценариями, мифами достаточно сложна и их проработка, да и решение других глубинных проблем, часто бывает затруднена, если оперировать лишь областью сознательного.

    Поэтому третьим блоком каждого занятия мы предлагаем работу с образами, метафорой, где мы обращаемся к уровню бессознательного, предпосылкой в разработке которого послужила Юнгианская теория о коллективном бессознательном и архетипах.

    Психоанализ рассматривает часть психики и кладовую вытесненного материала, который индивидуум не понимает сознательно — в качестве бессознательного. В аналитической психологии бессознательное представлено: - личностным бессознательным — поверхностным слоем бессознательного; это то, что личность приобретает на всем протяжении жизни; все забытое, подавленное, а так же комплексы, - коллективным бессознательным — теми аспектами психики, которые являются общими для человечества в целом.

    Коллективное бессознательное содержит архетипы, которые выражают себя как универсальные примитивные образы, накопленные веками в разных культурах. Признаки такого коллективного бессознательного мы находим в мифах, легендах, народных сказках, сновидениях, где важную роль играет, так называемый, «архетип». Архетип — это первобытный образ, персонаж или модель, который повторяется в литературе и мышлении достаточно постоянно, чтобы считаться универсальным понятием. Эти образы остаются скрытыми, пока они не узнаны и не осознаны, и несут сильный заряд энергии, которому трудно сопротивляться. Архетипы «пробуждают чувства, затемняют реалии и овладевают волей» (К.Г. Юнг). Они не статичны и не фиксированы; каждое новое поколение пополняет запас архетипов в коллективном бессознательном. Все психические образы до некоторой степени проникают в архетипическое.

    Работа с образами основана на ограничении активности сферы сознания путем концентрации сознания на определенном объекте с целью освобождения энергии клиента и решения им определенных внутренних проблем, снятия напряженности, тревожности. В работе с образами, так же как и в метафорах важную роль играют символы. Юнг считал, что вся картина нашего психического мира опосредована символами. С их помощью наше «Я» «проявляет все свои грани, от самых низменных, до высочайших».

    «Слово или образ становятся символическими, когда подразумевается нечто большее, чем передаваемое им значение. За ним скрывается более глубокий «познавательный» смысл, который не поддается точному определению или исчерпывающему объяснению», - писал К.Г. Юнг по поводу символического представления слов и образов.

    Вот выразительный отрывок из «Сада историй» (Ксинь и Янг, 1981)

    «Мудрец вечно говорил загадками; как-то пожаловался один из придворных принцу Ляну.- Повелитель, если ты запретишь ему употреблять иносказания, поверь, он ни одной мысли не сможет толком сформулировать».
    Принц согласился с просителем. На следующий день он встретил мудреца. «Отныне оставь, пожалуйста свои иносказания и высказывайся прямо»; сказал принц. В ответ он услышал: «Представьте человека, который не знает, что такое катапульта. Он спрашивает, на что она похожа, а вы отвечаете, что похожа на катапульту. Как вы думаете, он вас поймет?»
    «Конечно нет»,- ответил принц.
    «А если вы ответите, что катапульта напоминает лук и сделана из бамбука, ему будет понятнее?»
    «Да, понятнее»,- согласился принц.
    «Чтобы было понятнее, мы сравниваем то, что человек не знает, с тем, что он знает», - пояснил мудрец.
    Принц признал его правоту

    Трудно даже представить когда родился метафорический язык. Возьмите притчи Старого и Нового Завета, священные тексты Каббалы, коаны дзен -буддизма, литературные аллегории, поэтические образы и произведения сказочников — везде используются символы, чтобы выразить определённую мысль в непрямой, метафорический и от этого, как ни парадоксально, наиболее впечатляющей форме. Философы раннегреческого периода для выражения своих мыслей и передачи знаний ученикам пользовались иносказательным„ символическим языком. Есть много притчей, где рассказывается, как Авицена использовал метафору для лечения многих заболеваний.

    Обработка сообщений метафорического типа происходит в правом полушарии. Оно же отвечает за эмоциональную и образную сферы мышления. Считается, что и психосоматическая симптоматика также зарождается в правом полушарии. Поэтому метафора позволяет решать проблемы, находящиеся на более глубинном уровне, которые часто не осознаются клиентами.

    Можно сказать, что применяя техники представленных выше направлений мы расширяем возможности программы для решения проблем различного направления и уровня и, тем самым, делаем её универсальной.


    Copyright © 2002-2012 Татьяна Леус