Хочу быть мальчиком!



"Хочу быть мальчиком!". Не странно ли это слышать от обаятельной, общительной, подвижной, весёлой девочки пяти лет? Но так случается, и нередко, что неосторожная фраза, замечание или поступок родителей могут обернуться серьёзной проблемой, как это случилось в этой семье.

На приёме симпатичная молодая мама с ребёнком. То, что это девочка, я узнаю по ее имени. Хотя, в общем-то, во внешнем виде девочки нет ничего особенного. Как и многие девочки в наше время, Ирочка коротко подстрижена, на ней брючки, свитер. Всё вроде бы обычно. Что же здесь не так? Определить пол пятилетнего ребенка не составляет труда. Девочки в этом возрасте, даже если они предпочитают удобство брюк юбочкам, очень любят всевозможные украшательства вроде бантиков, косичек, рюшечек, заколочек, стремясь подражать своим мамам; в их жестах, мимике появляется уже что-то неуловимо женское, часто даже преувеличенно манерное. Я смотрю уже более внимательно на мою маленькую посетительницу. Нет, на мальчика она не похожа - более мягкие черты лица, звонкий голосок. Но это и не девочка, нет никаких признаков, которые бы говорили об этом.

Тем временем, мама рассказывает, что год назад, когда дочке было немногим больше четырёх лет, она заявила, что хочет быть мальчиком. Родители тогда особого значения этому не придали, рассказав это как шутку друзьям. Но дело на этом не закончилось. Через некоторое время Ирочка о своём желании быть мальчиком повторила более настойчиво. И теперь уже разговоры в семье на эту тему стали повторяться практически ежедневно. Девочка наотрез отказывалась от одежды, которую, по её мнению, носят девочки: юбочки, платья, кофточки с рюшами. Предложения мамы сделать бантики, надеть украшения - вызывали в ней гнев и заканчивались ссорой. Когда в садике шла подготовка к Новогоднему утреннику, и девочки готовили себе кто наряд снегурочки, кто - снежинки, кто - матрёшки, Ира решительно и бесповоротно надела костюм зайца, по которому, согласитесь, трудно понять, какого этот персонаж рода - женского или мужского.

Всерьёз родители заволновались, когда дочь вдруг заявила, что хочет изменить пол и готова пойти с мамой по этому поводу к врачу. С этим они и пришли на приём. Мама - в отчаяньи, а Ирочка - с уверенностью, что её здесь сделают мальчиком.

Понятно, что у девочки нарушение половой идентификации, но в чём причина? В этом случае очень важно понять истоки случившегося. И на первый взгляд кажется, что всё просто. Видимо, как это обычно бывает, родители, или один из них, очень хотели мальчика, и ребёнок мог слышать эти разговоры. Особенно часто это бывает, когда отец ждёт наследника, и его очень разочаровывает рождение дочери. Но эти настроения очень скоро проходят, мама утверждает, что ей совершенно всё равно было, кто родится, так как она не сразу смогла забеременеть... И когда это случилось, то счастью не было предела. А отец, вначале, как и многие мужчины, желая больше рождения сына, очень радовался, когда родилась дочь, и никогда, даже мимолётно, не высказывал своего неудовольствия по поводу пола родившегося ребёнка.

На первый взгляд всё хорошо, дома мир и покой. Ребёнок не чувствует себя одиноким, обделённым вниманием, заботой родителей. У девочки много друзей, родители часто бывают в больших компаниях, где много детей. А девочка ждёт, несмотря на более чем благоприятную обстановку в семье, когда же она превратится из девочки в мальчика. Даже зная при этом, что это хирургическая операция, она и на это готова. Стоп! Друзья... Я прошу маму рассказать о компаниях, в которых они бывают, и о друзьях Ирочки. И мама рассказывает, что они семьями дружат уже много лет, общение началось ещё до рождения детей. Теперь в их компании все дети практически одного возраста, с разницей в 1 - 2 года. Но интересно, что у всех друзей родились мальчики и лишь у них с мужем - девочка. Но дочь всегда была подвижным ребёнком, даже слишком, себя в обиду не давала, могла и сдачу дать и поколотить обидчика. Да, девочка воспитывалась как мальчик и вместе с мальчиками, но это ещё не повод, чтобы изменить пол, ведь и без этого она могла также продолжать общаться со своими друзьями.

Всё прояснилось весьма неожиданно. Когда мама дошла в рассказе до того, что Ирочка всегда из всей компании была самой шумной, непослушной, и ей постоянно ставили в пример её друзей: "Вот смотри, Ваня не испачкался, а ты вся чумазая" или "Петя себя тихо ведёт, а от тебя уже голова кругом", вдруг она остановилась. На лице появилась растерянность и удивление. Неужели всё дело в этом? Родители, обращая внимание девочки на поведение других детей и приводя их в пример, никак не ожидали, что дочь слышит совсем не то, что говорят взрослые. В таких случаях ребёнок в состоянии лишь понять: они хорошие, а я - плохой. Значит - их любят, а меня - нет. Конечно же, это стечение обстоятельств, что в окружении ребёнка все друзья оказались мальчиками, хотя над этим родителям тоже следовало бы задуматься. Они полностью лишили дочь общения с девочками с самого рождения. Конечно же, родители хотели лишь улучшить поведение своего ребёнка, приводя в пример других детей, даже не задумываясь, что чужие дети - другого пола. А Ирочка про себя решила, что все другие дети, с которыми она общалась - лучше, чем она, и все другие дети - мальчики, значит, если она станет мальчиком, то родители её будут любить и приводить в пример другим детям. Она станет самой лучшей для своих мамы и папы. А для осуществления такой цели она готова идти на любые меры, даже самые крайние, даже на операцию. Ничего не страшно, ведь любовь родителей в этом возрасте - самое ценное, что есть у ребёнка.

Причина найдена. Теперь родителям предстоит долго доказывать своим поведением, своими поступками, своими словами, что они любят свою дочь такой, какая она есть. Придётся внимательнее следить за тем, что и как они говорят, пока родители научатся не сравнивать своего ребёнка с другими детьми. И только после этого, но не так скоро, ситуация может исправиться. Пока ещё не поздно!

Кандидат психологических наук Татьяна Леус


Copyright © 2008 Татьяна Леус